24-07-2011, 14:01 PM
The OKA-38 Aist (Stork) was a Soviet version of the Fieseler Storch, designed by Oleg K. Antonov using a German example as a template. Stalin was given a Storch in the summer of 1939 after the signing of the German-Soviet non-aggression pact, and was so impressed with the aircraft that he ordered Oleg K. Antonov to produce an un-licensed copy of the aircraft. The resulting aircraft was powered by the MV-6 engine, itself an un-licensed copy of a 220hp Renault six-cylinder inline engine.
A number of prototypes were completed and test flown in 1940, and the OKA-38 was adopted for production as the ShS (Shtabnyi-samolyet or staff aircraft in some sources, Shtabnoy-Sviasnoy or staff and liaison aircraft in others), and a factory was built on the Baltic, but the site was overrun by the Germans in the summer of 1941 after production had begun but before the first aircraft had been completed.
![[Pilt: oka38-i.jpg]](http://www.airwar.ru/image/i/other2/oka38-i.jpg)
Вскоре вместе с закупленными в Германии истребителями и бомбардировщиками в Москву на Центральный аэродром им. Фрунзе прибыл и Schtorch. Авиатехника была тщательно изучена, испытана в НИИ ВВС и в аэродинамических трубах ЦАГИ. Советские специалисты пришли к выводу, что новые МиГи, Яки и др. не хуже, а в чем-то даже превосходят немецкие самолеты. И только такой "стрекозы", как Fi 156, в СССР не оказалось. Под впечатлением его выдающихся взлетно-посадочных характеристик И.В.Сталин дал указание срочно выпустить подобный самолет. А.С.Яковлев, в то время замнаркома авиапромышленности по опытному самолетостроению, рекомендовал для выполнения этого задания ведущего инженера своего ОКБ О.К.Антонова. Олег Константинович был назначен главным конструктором небольшого КБ на ленинградском заводе ╧ 23 - одном из старейших авиапредприятий в стране.
В марте 1940 г. он выехал в город на Неве, где его уже ждал перелетевший из Москвы Schtorch. Возглавив новый коллектив, Антонов блестяще справился с заданием, и в сентябре ОКА-38, советский вариант Fi 156, был построен.
Самолет повторили с небольшими изменениями, сохранив даже название "Аист". Помимо многоцелевой машины, получившей обозначение СС (самолет связи), создали и санитарную - самолет ╧ 2. Первый предполагалось использовать для связи, перевозки людей, мелких грузов, разведки и корректировки артогня, второй - для перевозки двух раненых на носилках и одного сидя.
Госиспытания СС в НИИ ВВС закончились успешно, и незамедлительно последовало решение о его серийном выпуске на заводе ╧ 365 НКАП в Каунасе. Выбор был не случайным -ранее там строились литовские самолеты ANBO сходной конструкции. В марте 1941 г. Антонова назначили главным конструктором этого предприятия. Вскоре в сборочном цехе стояло несколько "Аистов", готовых к полетам. Однако в столь счастливо начавшуюся судьбу первого антоновского самолета вмешалась война. 22 июня при бомбежке каунасского аэродрома все СС были уничтожены.* Олег Константинович вернулся в Москву и работы по ОКА-38 больше не возобновлял.